Восток и Запад – воспитание детей
Отличия в воспитании детей на Востоке и Западе
Очень сильно различаются системы воспитания детей в азиатской и западной традиции. Если их сравнить, то можно выделить несколько основных моментов.
Европейская и американская системы воспитания опираются на независимость. Для них основой является то, что дети не должны родителям ничего, потому что не выбирали их. В то время, как сами родители этот выбор сделали, потому и должны нести ответственность за своих детей, стараться им помочь.
У азиатских родителей противоположный взгляд на ответственность. Они боготворят своих отпрысков, занимаются ими, вкладывают в них время, заботу и деньги. Но и в ответ ждут полного подчинения и благодарности. Детям дали все, теперь они должны это вернуть сторицей. В обязанностях детей быть послушными и стараться радовать семью.
Родители с Запада растят свободных личностей. Интересы детей вызывают у них желание поддержать. А если и назревает протест и желание что-нибудь навязать, то их стараются подавить, как неправильные и вредные. В основе уважение к выбору своих детей, отказ от гиперопеки.
Родители из Азии знают, что будет лучше для их детей. Они делают все, чтобы достигнуть выбранной цели. Мир, который ждет их детей, жесток и несправедлив. Лучшим что может дать хороший родитель, будет обучение тем знаниям, привычкам и навыкам, которые защитят ребенка в последствии, помогут найти место в жизни, дадут основу для уважения и самоуважения.
Мама из Китая будет следить за нравственностью и кругом общения, выберет дополнительные занятия на свой вкус и проследит, чтобы ребенок был занят чем-то полезным для его будущего. Музыка – на серьезном уровне, а вот для сериалов и компьютерных игр время будет ограничено более чем.
Американская мама будет считаться суперстрогой, ограничив компьютерные игры (не запретив!) и усадив за музыкальный инструмент (на целых полчаса!).
Кардинальное различие этих двух систем – отношение к нагрузкам ребенка: максимальное в одном случае и бережное в другом.
Еще одно отличие – это опора на внутренние силу и слабость детей. Запад видит хрупкость психики, беспокоится о самооценке и переживаниях. Их забота старается оградить детей от переживаний, негатива и травм. Азия верит в силу личности и требует подтверждения в оценках и достижениях.
Если западных родителей не удовлетворят школьные оценки, они могут посетовать между собой о неспособности своего ребенка к каким-то предметам, отсутствии интереса к учебе, деликатно поговорить с ним, чтобы не ранить чувства, и даже пойти к руководству с претензией к программе.
Если азиатский родитель недоволен успехами в школе, он увеличит нагрузку по данным предметам, сам поможет, пока не улучшится ситуация. Основа их воспитательного метода в том, что похвала должна быть заслужена, а если она заслужена, значит, работа сделана успешно. Если работа всегда успешна – она не может не нравиться.
Конечно, современные системы воспитания отличаются от тех, какие были еще 50-100 лет назад. И сейчас азиатское воспитание формирует более сильных и конкурентноспособных личностей. В то время как в Европе полюс сместился в сторону бережливого и защитного купола от жизни. Дисциплинированная и волевая личность, воспитанная для жизни и способная противостоять трудностям, негативу и напряжению должна формироваться не в тепличных условиях.
Но и крик, принятый в китайских семьях, как норма, тоже отрицательный фактор, не помогающий обращаться к разумности ребенка. С детьми надо говорить, а не кричать на них. И школа должна выставлять требования, и факультативы и кружки должны быть добровольными.
Разум, дисциплина, осмысленность – вот основа правильного воспитания, взявшего все лучшее из обеих систем воспитания. Не жалость. Дети – не убогие и ничтожные существа. Они – будущее общества и мира, в них надо верить, им надо давать всю любовь, их надо научить подчиняться разумным требованиям и не останавливаться на достигнутом.