Факторы затрудняющие адаптацию ребенка к школе после поступления в первый класс
Психология ребенка
Содержание:
После зачисления в школу каждый первоклассник переживает свой период адаптации, который в среднем занимает до 6 месяцев. Поведение детей в это время может существенно отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей их личности.
Особенности адаптации ребенка к школе
В процессе адаптации к школе ребенок может быть шумным и дерзким либо робким и скованным. У некоторых детей отмечается нарушение сна, отсутствие аппетита, потеря интереса к любимым увлечениям. В период адаптации у ребенка может возникнуть интерес к давно забытым вещам из раннего детства: погремушкам, маленьким предметам обихода и иным объектам, которые ассоциируются с младенцами. Период адаптации к школе характеризуется также снижением иммунитета, усталостью и нервозностью у первоклассника.
Если прошло несколько месяцев учебного процесса в первом классе, а ребенок так и не привык к новым условиям своей жизни, то родителям следует задуматься о причинах плохой адаптации первоклассника.
На эти причины влияют следующие факторы:
- Личность ребенка.
- Личность родителей.
- Личность преподавателя.
Личность первоклассника
Эмоционально чувствительные и впечатлительные дети плохо адаптируются к школе, особенно, если они имеют тревожную зависимость от одного или обоих родителей. Также они с трудом адаптируются к другим глобальным изменениям в своей жизни. Дети, у которых есть проблемы с приемом пищи, сном или посещением туалета, с трудом приспосабливаются к новым условиям школы. Даже у детей, посещавших дошкольное учреждение, может появиться стеснение при переодевании, посещении туалета или других действиях, которые они вынуждены совершать при большом скоплении неизвестных сверстников.
Одной из причин плохой адаптации может стать дорога в школу и обратно. Ребенок сильно устает идти и испытывает трудности при переходе проезжей части или по дороге ему постоянно встречается свора собак. Другой причиной может стать трудность в общении с одноклассниками, возможно, ребенку не нравится сосед по парте — много разговаривает, отвлекает, толкает, дразнит. Трудности в адаптации также испытывают дети с физическими особенностями — с ярко выраженной леворукостью или инвалиды. Родители в процессе беседы должны выявить проблемы, которые испытывает ребенок в школе, и помочь ему их решить.
Личность родителей
Дети дошкольного возраста склонны подражать своим родителям и особенностям их поведения, которые часто неприемлемы для применения в школе, осложняют общение с одноклассниками.
Адаптации ребенка к школьному учреждению
мешают следующие особенности поведения родителей:
- конфликтность;
- нетерпимость к мнению других;
- излишняя настойчивость;
- подозрительность;
- категоричность суждения;
- недостатки воспитания.
Личность преподавателя
Успех адаптации ребенка к школе непосредственно зависит от того, удалось ли преподавателю найти индивидуальный подход к первокласснику. В этом возрасте ребенок сильно зависим от мнения и отношения к нему окружающих его взрослых людей. Чувствуя любовь и заботу преподавателя, ребенок ощущает себя в безопасности и легче идет на контакт, охотнее посещает школу. На протяжении первого года обучения личность учителя часто выходит на первое место, опережая даже родителей.
Успешной адаптации ребенка к школе могут помешать следующие особенности личности учителя:
- авторитарность педагога;
- недостаточная компетентность учителя в вопросах детской психологии;
- проблемы с контролем эмоций у учителя.
Очень интересно: