50 оттенков серого и окно Овертона
Книги и фильмы
Фильм «50 оттенков серого» обладает феноменальной притягательностью. Зрители толпами бежали на киносеансы, совершенно не обращая внимания на завышенную стоимость билетов. Особым успехом фильм пользуется у представительниц прекрасного пола, недаром его называют «БДСМ для домохозяек». Уже после первых киносеансов, спрос на садомазохистские игрушки серьезно подскочил, о чем охотно рассказывают владельцы секс-шопов. Что же собой представляет этот хит?
Главная роль досталась актрисе Дакоте Джонсон. В прологе она так старательно изображает застенчивость, что Анастейша Стил кажется немного глупой. Конечно, ее поведение подают как невинность, но неужели невинные девушки не могут связать двух слов? Кое-как взяв интервью у богатого бизнесмена Кристиана Грея, Ана не только влюбилась, но и привлекла к себе внимание миллионера. Ухаживания героя Джейми Дорнана сильно смахивают на подозрительные замашки бледного вампира из «Сумерек». Вообще, сумеречные мотивы постоянно проскальзывают. Этому есть логическое объяснение: основой для фильма служит книга, написанная на базе эротического рассказа Стефани Майер. Ее автор, писательница Эрика Митчелл, больше известная под псевдонимом Э.Л. Джеймс, относится к яростным фанатам «Сумерек», что серьезно повлияло на события и манеру изложения.
Оказывается, Кристиан Грей страдает половыми извращениями, о чем зрителям недвусмысленно сообщают еще в начале истории. Тем не менее, он умело очаровывает бедную Анастейшу. Садист действует в соответствии с правилами пикапа, демонстрируя жертве то страстную влюбленность, то холодное безразличие. Потерявшая покой девушка основательно напивается, а потом пытается выяснить отношения в телефонном режиме. Миллионер оперативно выяснил ее местонахождение и примчался в бар. Зрелище блюющей Анастейши его совершенно не смутило, он привозит ее к себе домой и укладывает спать рядом. Очевидно, пьяные девушки его не возбуждают, так как герои мирно спали всю ночь. В любом случае, сон в одной кровати явно улучшил их отношения.
Итак, роман закрутился. Нельзя сказать, чтобы Кристиан из кожи вон лез, чтобы произвести сильное отношение на свою избранницу. Девушка получает в подарок пиджак, новую машину и ноутбук фирмы Apple. Эта компания явно заплатила хорошие деньги, чтобы главные персонажи вели переписку исключительно на «яблочных» устройствах. Из романтических эпизодов запомнились катания Анастейши на вертолете и планере.
Впрочем, «50 оттенков серого» трудно назвать романтической историей. Большую часть фильма мы наблюдаем, как Кристиан Грей убеждает девушку подписать особый контракт. Речь идет о двухстороннем договоре, где оговорены все детали будущих садистских игр, включая использование анальных пробок и прочего БДСМ-инструментария. Странная любовь, вы не находите?
Несмотря на заявлении о непривлекательности обычного секса, Кристиан успешно знакомит Анастейшу с плотскими утехами и лишает девственности. К счастью, первый сексуальный опыт получился удачным. Обошлось без связывания и порки. Но постепенно просьбы подписать контракт становятся все настойчивее, а в сексуальных играх появляются садомазохистские игрушки. Извращенец демонстрирует девушке целую комнату, под завязку набитую орудиями пыток. Распаленное воображение зрителей уже рисует муки жертвы, волею судьбы попавшей в лапы садисту. Но девушка вовсе не спешит сразу исполнять все желания «доминанта», намеренно затягивая подписание контракта и явно рассчитывая на нормальные отношения. Сексуальных сцен в фильме хватает, но большинство из них больше напоминает робкие попытки разнообразить любовные игры: то Кристиан свяжет Анастейшу галстуком, то елозит ей по руке «мухобойкой».
Затянувшиеся маневры начинают раздражать занятого бизнесмена, ведь без оформленного контракта он может лишь частично удовлетворить свои нездоровые запросы. В лучших традициях «Сумерек» Кристиан упражняется в игре на фортепиано и демонстративно страдает. Стремясь понять любимого, Анастейша напрашивается на «полноценное наказание» и хорошенько получает ремнем. Порка помогает ей избавиться от иллюзий, контракт останется без подписи, а дорогие подарки возвращаются обратно.
Фильм оставляет после себя неприятное ощущение болезненной пустоты. Сама идея любовных отношений показана в уродливом и искаженном виде. Должны ли страдания садиста, убедившего себя в неспособности к нормальной половой жизни вызывать сочувствие? А если завтра на экранах будет мучиться смазливый некрофил, педофил или скотоложец? Кроме того, в фильме слишком сильно проступает основа — эротический фанфик, написанный для поклонников «сумеречной» эпопеи. Но создатели этой ленты вовсе не стремились сделать произведение киноискусства, они явно преследовали цели иного рода.
Шумиха вокруг «50 оттенков серого» лишний раз свидетельствует о серьезных проблемах нашего общества. Как и в «Сумерках», красивый фантик оборачивается вокруг отвратительных и противоестественных явлений. Интересно, что бы испытали малолетние поклонницы вампирской саги, если бы к ним полез с поцелуями холодный шевелящийся труп? А интимные отношения? В медицинской литературе им уже давно есть название: некрофилия.
Почему же патологические явления становятся таким популярным предметом для обсуждения, почему свое мнение о «50 оттенках серого» есть даже у школьников? Ответ на этот вопрос хорошо известен специалистам по общественной политике.
Существует социальная технология, известная под именем Окно Овертона. Она позволяет сравнительно легко разрушить любые табу, заставить общество принять сексуальные извращения, убийства, все что угодно. Рассмотрим основные стадии этого процесса. Предположим, мы хотим уничтожить некое общественное табу, например, инцест. Нельзя просто объявить, что это нормальное явление, общество восстанет. К подобным целям приближаются более долгим и надежным путем. Широкие массы нужно просто познакомить с понятием инцеста, например, в рамках медицинского исследования. Протесты даже приветствуются, нужно привлечь внимание к вопросу. Так будет произведен переход от первого этапа «немыслимо» в стадию «радикально». Можно придумать новое красивое название, так как «кровосмешение» звучит слишком грубо. Необходимо покопаться в истории, наверняка найдется подходящий прецедент. Отличным примером могут быть правящие династии. Главное, не заострять внимание на неизбежных признаках вырождения. Теперь, когда обсуждение патологии уже не превращает человека в морального урода, можно перейти к третьей ступени, которая называется «приемлемо». На сцену выходят защитники инцеста. Они выступят в ток-шоу, напишут блоги и книги. Нотки осуждения постепенно исчезнут из СМИ, уступив место нейтральному отношению. Уверенность людей в противоестественной природе инбридинга пошатнется. Это идеальный момент для следующего шага— «разумно». Общество получает логические обоснования кровосмесительных связей. Отлично работают выражения «демократия», «права человека», «равные права». Разве в демократическом обществе допустима дискриминация сексуальных меньшинств? На этапе «популярно», инцест станет темой для обсуждения в известных шоу и новостях, свое мнение (обычно положительное) выскажут политики и знаменитости. Кто-то из них поделится личным опытом в вопросе. Высказывание негативного отношения к кровосмешению будет равносильно признанию в ханжестве и радикализме. Осталось завершить трансформацию и сделать явление «нормой». Будут приняты соответствующие законы, критика инцеста приведет к общественному осуждению и наказанию.
Пользуясь такими методами манипуляции массовым сознанием, во многих странах удалось сделать гомосексуализм абсолютно нормальным и естественным явлением. В настоящее время идет активная работа над легализацией педофилии и других извращений.
Фильмы и книги служат весьма эффективными элементами этой программы. Как вы понимаете, подобная продукция не должна обладать эстетической или моральной ценностью, ее создателей больше интересует эффективность воздействия. С этой точки зрения, «50 оттенков серого» — настоящая бомба для морали и психического здоровья. Хуже всего то, что мишенями этого психологического оружия стали женщины, матери наших детей и хранительницы домашнего очага.
Очень интересно: