Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Психология ребенка
Дети дошкольного возраста постоянно и активно познают окружающий мир. Они наблюдают, испытывают разнообразные чувства, делятся впечатлениями, общаются, анализируют поступки других людей. Способность детей понимать родителей, мыслить и говорить формируются в деятельном процессе познания, а не сами по себе. Вопрос познавательной активности дошкольников является основным в системе образования дошкольников. Цель воспитания детей этого возраста – развитие способности к активной познавательной деятельности.
Основы психологии познавательного развития дошкольников
В играх ребенок узнает, как правильно общаться со сверстниками, усваивает нормы и правила поведения в обществе. Он примеряет на себя различные образы и роли, разыгрывает разные сюжеты и, таким образом, осваивает мир, познает сферу человеческих взаимоотношений. В этот период дети овладевают речью и активно используют свое воображение. Логика дошкольника отличается тем, что он размышляет образно. Формируются его убеждения, принципы и самосознание.
Главная цель интеллектуального воспитания дошкольников состоит в развитии их познавательной деятельности. Это значит, ребенок должен научиться познавать окружающий мир. Поэтому так важно самообразование в познавательном развитии дошкольников. Многостороннее развитие, адаптация к окружающей среде, способность использовать полученные знания в различной деятельности – все это является результатом умственного воспитания детей. Важное условие интеллектуального развития и взросления ребёнка – это создание у него системы основных знаний и представлений об окружающей жизни. Личность дошкольника развивается в результате постижения всего опыта, который был накоплен людьми в процессе цивилизации. К этому опыту относятся духовные ценности и материальная культура.
Познавательная активность у детей дошкольного возраста – это психический процесс, в ходе которого дети изучают окружающий мир, общество и самих себя.
К составляющим психики ребенка дошкольного возраста относятся:
- внимание,
- ощущение,
- восприятие,
- воображение,
- память,
- мышление.
Совет родителям: у детей необходимо развивать познавательные мотивы. Мотив – это внутренняя движущая сила, побуждающая человека к определенным действиям. Если постоянно говорить ребенку «Нельзя!», то со временем он может утратить природную любознательность и познавательный интерес к миру.
Развитие детей дошкольного возраста: активность и интерес
Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы постоянно открывать детям двери в мир знаний. Большую роль при этом играют познавательные эксперименты, которые являются основой развития познавательной активности у детей, их саморазвития. По мере взросления у дошкольника начинают активнее развиваться новые потребности, и на их основе – мотивы поведения, которые формируют его личность.
Самообразование ребенка и познавательные игры развивают его умственные способности. В процессе самообразования повышается познавательный интерес и активность детей.
Познавательная активность детей определяется такими признаками:
- ребенок проявляет внимательность и сосредоточивается на предмете изучения;
- интерес к получению новых знаний, который выражен вопросами к родителям и педагогам;
- проявляет инициативу и старается узнавать новое в какой-либо определенной сфере знания, узнает новую информацию;
- проявляет положительные эмоции, когда преодолевает трудности в занятиях;
- высказывает заинтересованность, стремится участвовать в дискуссиях.
Совет родителям: Чтобы ребенок проявлял активный и интерес к знаниям, ему необходимо находиться в окружении, которое насыщено информацией. Создавайте для сына и дочери такие условия, где они могут проявить свою инициативу и действовать. Для дошкольника важнее практика, чем теория. Им нужен опыт, который они приобретают в процессе практических действий.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выходит на новый этап. Так как дети уже усвоили речь, то появляется интерес к книгам и чтению. Также у них снижается интерес к обычным игрушкам, в этом возрасте дети увлекаются экспериментами. Развивается логика дошкольников, вырабатываются способности мышления к анализу и синтезу. Для детей становится важным творчество, как способ воспитания интереса к знаниям и духовным ценностям.
Воспитание познавательного интереса и воображения детей
Типовые занятия с детьми построены так, что дети должны отвечать на вопросы воспитателя в одностороннем порядке. В этом случае не создаются предпосылки для развития у дошкольников активной мыслительной деятельности. Ребенок не имеет возможности высказать свои рассуждения, от него ожидают стандартных ответов. Когда дети в процессе обучения в детском саду пытаются вести себя свободно, проявляя познавательную активность, это считается нарушением дисциплины. Впоследствии они начинают бояться нарушить установленный регламент занятий, что приводит к ограничению познавательного интереса.
Существует и другой вид развивающих занятий с дошкольниками, в процессе которых детей учат задавать вопросы, проявлять свой интерес и любознательность. В процессе такого обучения родители беседуют с детьми об окружающих предметах и явлениях, о книгах и фильмах. Педагоги советуют заранее сформулировать вопросы, которые будут заданы детям.
Необходимо обратить внимание, что существует два вида вопросов:
- Репродуктивные;
- Проблемные.
Воображение является познавательным процессом, в ходе которого сознание создает представления и образы, а также производит с ними разнообразные манипуляции. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста: мышление ребенка формируется с помощью фантазий. Яркие эмоции и насыщенные образы, которые маленькие дети получают из внешнего мира, оказывают на них сильное влияние. Вначале дети воссоздают в воображении эти впечатления. Поэтому большое значение имеет, какие ребенок слышит рассказы и сказки, какие смотрит фильмы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет управлять своими фантазиями. Формирование воображения важно для решения познавательных вопросов, для развития творческих способностей.
Для этого нужны:
- игры с конструктором;
- рисование (художественная деятельность);
- игры с определенным сюжетом, в которых дети исполняют роли.
Средства воспитания познавательной активности
Специальные занятия – это основная форма деятельности в детском саду, где развивается познавательная активность ребенка. Дошкольники стремятся к знаниям, ими движет любознательность и интерес к новому. Творческая деятельность ребенка – это не простое времяпровождение. Разнообразные игры, рисование, чтение рассказов и просмотр фильмов являются средствами познания, получения сведений об окружающем мире. Я. Коменский обосновал точку зрения, согласно которой основы планового обучения и воспитания дети получают именно в дошкольном возрасте. Поэтому на занятиях воспитателям необходимо определить содержание обучения и распределить виды деятельности.
Полезный совет: для детей очень важна помощь родителей, их разумное и внимательное управление, чтобы со временем научиться самостоятельно руководить процессом получения знаний.
Родителям надо создавать такие ситуации в жизни детей, при которых они смогут заниматься самообразованием и искать ответы на вопросы, которые у них возникают. Необходимо поощрять детскую инициативу. Эксперимент – это основа детского творчества. Знания, которые приобретают дети в ходе познавательной деятельности, могут быть получены в процессе эксперимента. Знания, подтвержденные экспериментальным опытом, более прочные и понятные ребенку. Эксперименты устраивают в группах (детский сад) или индивидуально (при занятиях родителей с ребенком дома). Для старших дошкольников рационально показывать опыты с водой, песком, глиной и другими веществами, которые имеют практическое применение в повседневности.В процессе обучения и воспитания дети приобретают два вида знаний. Первый вид – простые умения – дети получают в игре, в повседневной жизни, в разговорах с родителями и сверстниками. Второй вид характеризуется сложностью, эти знания дети получают на занятиях с воспитателем.
В процессе учебы дети должны научиться:
- внимательно слушать;
- выполнять инструкции воспитателя (родителей);
- понимать цель и доводить дело (задание) до завершения;
- давать оценку своим работам, выполненным заданиям.
Развитие памяти и мышления: подготовка к школе
До 5 лет ребенок имеет непроизвольную память, то есть в его задачи не входит специальное запоминание информации. Младшие дошкольники не стараются что-либо запомнить. Память детей хранит самые яркие образы и увлекательные происшествия. Произвольная память вырабатывается у ребенка на занятиях с педагогами и родителями. У старших дошкольников память – это основная функция в развитии психики. В дошкольном возрасте восприятие детей, как способ познания, принимает целевую направленность, делается осмысленным; ребенок начинает анализировать окружающую действительность.
В 6 лет дети уже целенаправленно запоминают различную информацию, которая может им пригодиться для какого-либо занятия. Формирование произвольной памяти осуществляется, главным образом, в играх.
У детей развиваются разные виды памяти:
- моторная;
- слуховая;
- зрительная.
К концу обучения в детском саду ребенок психологически подготовлен к школе.
Это можно определить по таким параметрам:
- уровень интеллекта и стремление к знаниям;
- формирование личности дошкольника;
- волевые и эмоциональные качества ребенка.
Во всех занятиях с дошкольником важна системность. Занятия постепенно усложняются – от младшей к старшей детсадовской группе. Обучение детей происходит в игровой форме, с помощью чтения литературы и сказок, при помощи моделирования и конструирования. Родителям необходимо ознакомиться с планами и программами, по которым обучают ребенка в детском саду, и самим активно способствовать развитию дошкольника.
Очень интересно: