Нужно ли учить ребенка знакомиться?
Воспитание ребенка
Содержание:
В настоящее время, благодаря стремительному увеличению количества электронных гаджетов, общение все более обезличивается, переходит в разряд «написать», «созвониться», «обсудить на форуме». Конечно, без подобных способов коммуникации не обойтись, просто не следует забывать, что этот вид взаимодействия не сможет заменить живого общения лицом к лицу. Большинство родителей хотели бы видеть собственных детей независимыми, открытыми, общительными, проводящими время в окружении настоящих друзей, однако, забывают о том, что умение заводить знакомства, поддерживать дружеские отношения – это навык, привить который ребенку может и должен именно взрослый.
Часто на детской площадке можно увидеть такую картину: большая часть детей играет в подвижные и сюжетные игры, увлеченно копается в песочнице, то есть, занята совместной деятельностью, в то время как один или два малыша сидят на отшибе и искоса наблюдают за играющими. Может быть и противоположная ситуация. Ребенок активно и настойчиво просится в игру, но его не принимают.
Почему так происходит
- Влияют личностные особенности детей.
И те и другие по разным причинам могут испытывать затруднения в общении. Если интроверты – в силу своей нерешительности и застенчивости, то экстраверты – благодаря свойственной им бесцеремонности и навязчивости.
- Имеется предыдущий негативный опыт.
- Отсутствует пример со стороны значимых взрослых.
Как помочь ребенку
1. Проговорить пошагово все действия малыша в процессе знакомства.
(Подойти к заинтересовавшему ребенку, поздороваться, представиться). Лучше это делать, используя прямую речь, а еще эффективнее – проиграть процедуру знакомства в лицах, меняясь ролями с ребенком.
2. Предоставить действенную помощь.
Бывает, даже подготовка не помогает. В таком случае, можно предложить ребенку вместе подойти к понравившейся компании, где на собственном примере показать ему, как правильно знакомиться. Однако, не стоит превращать это из помощи – в назидание, иначе весь положительный эффект будет сведен к нулю.
3. Читать тематические книги, смотреть фильмы.
При чтении литературы, просмотре фильмов – обращать внимание на поступки героев, анализировать их позицию по отношению к окружающим, обсуждать с ребенком то, как бы он поступил на месте персонажей. Это занятие имеет огромное воспитательное значение, наглядно демонстрируя ребенку нормы и правила общения.
4. Объяснить правила этикета.
Знание основных норм и законов этикета общения убережет ребенка от обид и разочарований, поможет стать человеком, принятым и востребованным как в компании сверстников, так и взрослых людей. Правила эти просты: проявлять заинтересованность в собеседнике; не обижать и не обижаться; предлагать, а не приказывать; не перебивать, а дождаться своей очереди; договариваться, а не драться.
5. Создать ситуацию успеха.
Для первого опыта необходимо подобрать копанию детей того же возраста или младше. Предложить малышу понаблюдать за игрой со стороны, чтобы определить, нравится она или нет. А затем, решившись, подойти и попросить принять его в игру. (Часто дети, видя заинтересованность новенького, сами предлагают ему присоединиться).
Главное, что требуется от родителя – не давить авторитетом, не читать нотации и не пытаться сделать все за ребенка. Терпение, поддержка, искренняя радость за каждое, даже незначительное достижение чада в таком нелегком для него деле, принесет гораздо больший результат и поможет малышу в дальнейшем успешно адаптироваться в любом коллективе, будь то детский сад, школьный класс или дворовая компания.
Очень интересно: