Проблемы в развитии речи у детей
Дети
Пожалуй, обычная ситуация, когда ребенок говорит мало, непонятно, невнятно. Однако, бывает, что ребенок в два-три года совсем не произносит слова. Почему же такое происходит?
Проблемы в развитии речи у детей
Приостановка развития речи на стадии озвучивания
Иногда случается так, что ребенок играет молча, обращается ко взрослым жестами, выражает недовольство громким криком, капризничает. И, наравне с этим, старается повторять слова и звуки за взрослыми, причем может делать это внятно и четко. То есть родители видят, что ребенок говорит только тогда, когда звучит речь.
В этом случае стоит применять сразу несколько тактик:
- Озвучивайте действия с предметами, лучше в форме рассказа. Чтобы ребенок не только знал, какой это предмет и для чего он нужен, но и соотносил действие со словами.
- Играйте и делайте что-то вместе. Например, катайте шарик по полу друг к другу, расчесывайте кукле волосы или складывайте игрушки в грузовик. Таким образом, вы разовьете необходимость ребенка в совместных занятиях.
- Больше разговаривайте с ребенком. Говорите обо всем, что интересует его и вас, озвучивайте действия – его, ваши, окружающих, читайте вместе книжки, комментируйте картинки. Делайте упор именно на то, что вы с ним говорите, не ждите сразу ответных реакций.
Такая ситуация возникает, когда родители общаются с ребенком до 2 лет лишь обмениваясь проявлениями любви, ласки. Ведь в этом случае, слова не нужны, они лишние. Ребенок просто улыбается в ответ, принимает улыбки и доброту, объясняется, привычными для младенцами звуками, а окружающие сами все понимают.
Для разрешения этой проблемы, нужно побуждать ребенка выражаться словами. А это доступно с помощью предметного взаимодействия со взрослыми.
Зацикливание на действиях с предметами
Здесь присутствует обратная ситуация, когда ребенок не нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми, а также в общении с ними в принципе. Такие дети всегда самостоятельны в своих играх и занятиях, они молчат, не реагируют на просьбы, не проявляют эмоции, когда приходят родители, появляется новая игрушка. Их действия с предметами крайне однообразны. Создается ощущение, что ваш ребенок похож на Кая, во власти Снежной Королевы.
Как исправить?
- Попробуйте чаще проявлять любовь, ласку, называть ребенка по имени, обнимать, поглаживать, смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Вспомните, как вы играли с ребенком в «ку-ку», «Сороку-ворону», когда он был совсем маленький. Словом, провоцируйте ребенка на положительное эмоциональное взаимодействие с взрослыми.
- Обратите внимание, каким образом ребенок реагирует на появление у него той или иной игрушки. Если игрушек слишком много, оставьте лишь те, которые могут быть восприняты как живые: куклы, животные и другие, за которыми можно ухаживать.
- Кроме этого, попробуйте играть и сотрудничать с кем-то вдвоем в присутствии ребенка. Например, родители могут катать друг другу мячик, весело смеясь и разговаривая. Таким образом, взрослые побуждают ребенка занять место одного из родителей или присоединиться к игре.
- В случае, если ваши провокации и старания остались без ответной реакции, следует насторожиться, так как подобное поведение характерно для аутизма. И для разъяснения такой ситуации необходимо обратиться к специалисту.
Некоторые дети даже после достижения трехлетнего возраста могут использовать в речи свои словечки, типа «тю-тю», «няма», «тлика», что тормозит развитие правильной речи. Причина употребления таких слов в том, что, с одной стороны, детям трудно говорить правильно из-за несовершенства артикуляции, с другой стороны, ребенок не понимает верное произношение, потому что речевой слух выхватывает лишь части слова, скорее даже окончания. Поэтому, родителям рекомендуется правильно и внятно произнося слова, разговаривая с ребенком старше 6 месяцев. К слову, подобные дефекты речи ребенка считаются допустимыми и нормальными до 5 лет.
Опережение речевого развития
Иногда бывает совершенно иная картина, отличная от всех предыдущих. Развитие речи не только не задерживается, а даже опережает возраст ребенка. Малыш в год может говорить не просто словами, а предложениями, при этом произнося слова четко и внятно. Родители, гордясь своим отпрыском, начинают заучивать стихи с малышом, постоянно читают ему, включают аудиокниги. Малыш все слушает и понимает.
Но через некоторое время, родители замечают, что ребенок плохо спит по ночам, капризничает, его мучают страхи. Причина в том, что детская психика не справляется с большим потоком информации, потому что невозможно младенцу превратиться во взрослого человека за считанные месяцы.
Очень интересно: